Черепово
Проехав 70 км от Смоленска в сторону районного центра Хиславичи, оказываешься в селе со странным названием «Черепово». На некоторые старые карты оно нанесено с именем «Черепова», возможно, по фамилии первого владельца (в родительном падеже). Вариант нынешнего написания впервые встречается на карте 1792 года. Как это часто бывает, первоначальный смысл названия меняется под воздействием происходящих исторических событий. Таким событием для села стало возведение Храма Покрова Пресвятой Богородицы — несомненно, великолепного памятника русской архитектуры эпохи «высокого» классицизма. Богослужения в нём начались в 1824 году (по другим данным — 1827г.) Сегодня храм находится в полуразрушенном состоянии, но, несмотря на это, в его руинах просматриваются былое величие и необычная архитектура (храм-ротонда — круглый в плане). Почему этот храм, поражающий своим размером, появился в сельской глубинке? К сожалению, история почти не сохранила свидетельств о Череповской церкви. В архивах Смоленска, Москвы, Санкт-Петербурга, близлежащих Могилёва и Рославля найдена лишь скупая обрывочная информация.
Голова Адама
Начальный этап строительства Покровской церкви в Черепово совпадает по времени с восстановлением Храма Гроба Господня в Иерусалиме после сильного пожара 1808г. Тогда во всех приходах Российской Империи шёл сбор пожертвований для этой величайшей святыни христиан, расположенной на месте крестной смерти Иисуса Христа. По библейскому преданию, Спаситель был распят над древней могилой прáотца Адама на Голгофской горе, о чём напоминает изображение черепа у основания Распятия. Именно на этом возвышении был построен Храм Гроба Господня. Идея взять за основу строящегося череповского храма иерусалимский, могла вдохновить как заказчика, так и автора проекта. Тем более, что пример подобного храмоздания в России уже был — Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря в Подмосковье, в плане — точная копия Храма Гроба Господня. И хотя масштабы череповского храма намного скромнее, в своей основе он имеет схожее архитектурное решение.
Автор проекта
Авторство проекта Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Черепово доподлинно не установлено. Ранее считалось, что оно принадлежит неизвестному петербургскому архитектору. Но проведённые исследования показали, что проект может быть и московским. В конце XVIII - нач. XIX вв. губернским архитектором Смоленска был Михаил Никифорович Слепнёв, который не мог не участвовать в проектировании столь грандиозного для губернии храма. Влияние на предполагаемого автора (или авторов) мог оказать М.Ф.Казаков, активно работавший на Смоленщине. Этот известный московский зодчий первым в России спроектировал круглое строение типа ротонды — здание Сената в Московском Кремле, и затем широко использовал композиции подобного рода в своих проектах. Казаков являлся учеником не менее прославленного П.Р.Никитина — московского архитектора, стоявшего у истоков русского градостроения эпохи классицизма. Учениками Никитина являлись также Ф.Ф.Штенгель — непосредственный учитель Слепнёва, и П.И.Обухов — его предшественник на посту главного смоленского архитектора.
Строители и благотворители
При финансировании работ ощущался столичный размах. В некоторых источниках фигурирует общий бюджет строительства 300 тыс. руб., что может соответствовать 84 тыс. руб. серебром. Основные средства на возведение церкви выделил помещик Захарий Яковлевич Малышев*, который, по преданию местных жителей, скончался во время первого колокольного благовеста при её освящении. Благотворителя похоронили у стен храма, по другим данным — в самом храме, а у западного входа установили его бронзовый бюст, который ещё видели старейшие жители села. Непонятно, почему о столь значимой личности (многим ли на селе ставили памятники?!) практически ничего не известно. Некоторые исследователи сомневаются, мог ли местный помещик «потянуть» такое строительство. Однако, найденная архивная выписка земского суда 1818 г. свидетельствует, что из хозяйства Малышевых отпущено на нужды уланского полка, ставшего в Черепове на краткосрочный постой, овса и сена примерно на 300 руб. У местных крестьян военные взяли "в прогон" 438 (!) лошадей. Но только ли соображениями военной и экономической целесообразности было продиктовано решение о постое именно в Черепове — не самом большом населенном пункте тогда ещё Рославльского уезда? Командир полка, герой Отечественной войны 1812 года, полковник А.Н.Чеченский — приёмный сын легендарного генерала Н.Н.Раевского, располагался во время постоя в доме Малышева. Не связывала ли их давняя дружба или общие знакомые?
*Согласно новым данным, предполагается, что церковь мог достраивать граф Григорий Алексеевич Салтыков, ставший в 1823 году ктитором Покровского храма. Возможно, именно он погребён под северным приделом.
По дошедшим до нас сведениям, в заалтарной части «малышевского храма» имелись захоронения Г.Ф. и М.Е. Потёмкиных (имена и отчества не установлены). Обычно так хоронили благотворителей. Известно имя Василия Васильевича Потёмкина — строителя второго храма села Черепово в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» 1846 г. постройки (до наших дней не сохранился). Возможно, многочисленные представители рода Потёмкиных, в разное время владевшие этими землями, также имели отношение к строительству или содержанию Покровской церкви.
Об активном участии в строительстве череповского храма местных жителей известно из рассказов их потомков — наших современников. Кирпич для кладки передавали живой цепочкой на расстояние 8 км от кирпичного завода графа Салтыкова в деревне Селезеньки (ошибочно считается, что из Смоленска — ок. 70 км). Храм, буквально, строили всем миром!
Три Престола
Согласно архивным источникам XIX в. кирпичная церковь в селе Черепово построена на месте, или рядом, с более ранней, скорее всего — деревянной. На карте Смоленской губернии 1773 г. село «Черепова» помечено крестом, т.е. храм к этому времени там уже был. Возможно, существовал ещё и более древний*. Часто старые храмы сохраняли свои имена в дополнительных приделах (Престолах) вновь возводимых. Вместе с главным Престолом — Покрова Пресвятой Богородицы, в новом храме были освящены ещё два: Благовещения Пресвятой Богородицы и Сошествия Святаго Духа.
*Согласно новым данным, первое упоминание о Покровской церкви в селе Черепово встречается в 1718 году
«Саморазрушение»
Богослужения в череповском храме продолжались вплоть до 1940 года. В «Книге учета церквей по Смоленской области» по состоянию на 29 июля этого предвоенного года сделана запись: "дер. Черепово, Покровская цер. не закрыта 1824г находится в разрушенном виде" (пунктуация сохранена). Судя по сохранившейся немецкой фотографии 1941г. (1942 -?), была разрушена только колокольня и снята кровля. Свод храма сильно пострадал во время артобстрелов при отступлении немцев. По свидетельствам старейших жителей села наибольший урон был нанесен советским танком, который обстреливал из своего орудия немецкую снайперскую точку, устроенную на навершии купола. Уже после войны храм несколько раз пытались взорвать, но все стены и значительная часть свода уцелели. Вследствие сильных повреждений и из-за попыток разобрать стены храма на стройматериалы, в конце 1940-х гг. (?) произошло его «саморазрушение» и церковь приобрела нынешний вид.
Возрождение
В 2013 году епископом Смоленским и Вяземским Иси́дором принято решение о восстановлении Храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Черепово. По благословению владыки проводятся проектно-изыскательские работы, оформляется земля, формируется приход. Местное население с энтузиазмом принимает участие в возрождении храма, которое сейчас в самом начале. Храм строится молитвой и она началась в селе Черепово! В день престольного праздника – Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 2013 г., в пока ещё разрушенном здании церкви, был отслужен праздничный молебен. Благотворителями приобретён и установлен строительный вагончик, переоборудованный во временный храм, появилась первая церковная утварь. Теперь, после более чем 70-летнего перерыва, богослужения станут регулярными.
Скоро ли будет восстановлен разрушенный храм?.. Надеемся, что с помощью Божией, по заступничеству Пресвятой Богородицы, усилиями благотворителей и нашими молитвами это произойдёт в ближайшие годы. "Бог и дела приемлет, и намерения целует", помня эти слова святителя Иоанна Златоуста, каждый, кому не безразлична судьба уникального череповского храма, может внести свой посильный вклад в его возрождение.
1 марта 2016 года, в День памяти священномученика Гермогена, патриарха Московского и всея Руси, во временном храме, впервые после 1941 года, была отслужена Божественная Литургия.
Подготовил к печати Валерий Леонов