Беседа во вторник 1-й седмицы Великого поста
О ПОСТЕ
(по великопостному богослужебному чину и учению святых отцов)
Как поститься?
Наступил Великий пост и сразу же поставил перед нами вопрос: как проводить его, чтобы получить наибольшую пользу для тела и души, для дела нашего спасения? Как не потерять, не погубить эти великие святые дни, нарочито выделяемые для нас Православной Церковью пред светлым праздником Христова Воскресения?
Чтобы оценить и по достоинству использовать Великий пост, следует уяснить каждому из нас точку зрения на пост самой Православной Церкви в великопостном богослужебном чине и в учении святых отцов.
Начнем с богослужебного чина первой седмицы.
«Поста божественным начатком умиление стяжим» (седален утрени понедельника).
«Всевестное воздержание начнем светло, лучами святых заповедей Христа Бога нашего, любве
- 46 -
светлостью, молитвы блистанием, чистым очищением, богомужества крепостью: яко да светоноснии предварим во святое и трехдневное воскресение, осиевающее нетление миру» (седален утрени понедельника).
Так учит о посте Святая Церковь устами преподобного Феодора Студита.
Время Великого поста некоторые из нас, братия и сестры, воспринимают как время тяжелое, унылое, траурное. Некоторые в глубине души считают, что пост — бремя и непонятное, и неудобоносимое, и ненужное. Время-де высоких подвигов прошло. Мы живем не в монастыре и не в старое время, когда легче было соблюдать посты. В наших-де условиях пост не так уж обязателен и возможен. В силу таких рассуждений пост или совсем не выполняется, или выполняется со всякими оговорками, сетованиями, причитаниями и ограничениями. На душу многих из нас еще действует первая, четвертая и седьмая недели, стыдя, устрашая и возвышая нас (особенно четвертая и седьмая) своим высоким и спасительным содержанием, и тут мы еще берем себя в руки: и постимся, и говеем, и в храм ходим. В другие же недели поста мы с легким сердцем все себе разрешаем и не утруждаем себя ни молитвой, ни постом.
Все это происходит не только потому, что ослаб наш дух и наша вера, но и потому, что у нас нет правильного понятия о посте, что мы руководимся своим, искаженным, уродливым, домашним взглядом на пост, а не взглядом церковным.
Православная Церковь назвала первый понедельник поста чистым, предлагая нам озаботиться сразу же чистотой, поначалу — внешней, т. е. чис-
- 47 -
тотой тела, одежды, комнаты. Чистота внешняя располагает к чистоте и светлости внутренней. Где затрачены усилия на чистоту внешнюю и эта таковая достигнута — там радость, оживление, некое просветление духа и готовность быть лучше, чище, святее и в своем внутреннем мире, в своих отношениях к Богу и ближним. Имея это ввиду, Святая Церковь и призывает нас пост начать с чистоты, начать светло, с сердечного умиления, с готовности «сиять лучами святых заповедей Христовых, светлой любовью», с очищения сердца, чтобы светоносными встретить Христово Воскресение. Сколько света, любви, духовной радости, а не мрака и уныния в этих дивных призывах Церкви!
Называя пост приятным, истинным, Святая Церковь указывает далее, в чем он должен выражаться. «Истинный пост есть злых (дел) отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания (наговора), лжи и клятвопреступления: сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный» (самогласен вечерни понедельника).
Сколько благ и радостей духовных принесет нам пост, если мы будем следовать указаниям Церкви, т. е. начнем переходить от тьмы греховной к свету: избегать зла, ярости, похоти, лжи, клятвопреступления!
Разве зло есть не зло, а спасительное добро, чтобы за него всегда держаться? Разве гнев, ярость — есть кротость или смирение, чтобы их не искоренять, а сохранять? Разве похоть («плоти очес») не делает нас рабами своего тела? Разве ложь стоит того, чтобы человеку и впредь оставаться лживым и ложью
- 48 -
обольщать и развращать себя и других? Пост, указывает далее Церковь, есть «мать целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов, спасение человеков» (самогласен утрени понедельника).
Мы, братия и сестры, очень далеки от целомудрия, чистоты сердечной и ни в чем так не нуждаемся, как в покаянии и сокрушении сердечном. Без этого сокрушения нельзя и думать об очищении сердца от страстей. Без очищения же сердца нам невозможно озариться «лучами святых заповедей Христовых, светлостью любви» (седален утрени понедельника), т. е. достичь того, к чему нас зовет Церковь с первого же дня первой седмицы поста.
Итак, началом духовной жизни является сердечное сокрушение, обличение себя в грехах и связанное с этим покаяние. Возможны ли, братия и сестры, самообличение в покаяние без слез, если они глубоки и искренни? Нет, невозможны! И если «не имам слез токи», то будем просить о них: «Тучи ми подаждь, Христе, слез, в поста красный день: яко да восплачу, и отмыю скверну от сластей, и явлюся Тебе очищен» (стихира вечерни понедельника).
Чтобы лучше растрогать нашу душу и вызвать слезы сердечного сокрушения и покаяния, Святая Церковь предлагает нашему назиданию на первой седмице поста Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Ограничимся пока этими немногими указаниями на то, как смотрит на пост Святая Церковь в своем великопостном богослужебном чине.
Обратимся к творениям святых отцов, разъясняющим внутренний смысл и значение поста.
- 49 -
Преподобный Ефрем Сирин, вразумляя верующих, в свое время (IV в.) говорил: «Пост рождает пророков, умудряет законодателей, пост — училище благочестия. Пост довлеет во бранях. Пост возводит молитву на небо. Пост — матерь здоровья, мир в домах. О, как велик ты, день поста! Блажен, кто проводит тебя как должно! Всякий, кто подчиняется тебе, на крыльях возносится на небо!»
Как хорошо, как всесторонне и проникновенно раскрыто в словах преподобного высокое значение поста, раскрыто на основе постнического опыта и самого святого отца, и других подвижников.
Почему велик день поста и для нас, братия и сестры? Потому что, начиная поститься, мы начинаем борьбу с самим собой, с гнездящимися в нас грехами и страстями — чревоугодия, гордости, уныния и др. Это ли не самое насущное и великое пред Богом дело на земле?! И разве не блажен тот, кто твердо и решительно начал борьбу с собой, чтобы возвратить себя Богу, и разве не дойдет до небес его покаянная молитва о помощи?
Кто встанет на путь поста, у того плоды его будут неисчислимы и весьма необходимы. Об этом так говорит святитель Афанасий Великий: «Видишь ли, что делает пост — болезни врачует, бесов изгоняет, лукавые помыслы удаляет, сердце делает чистым. Если бы кто даже одержим был нечистым духом, да будет ему известно, что сей род, по слову Господа, изгоняется только молитвою и постом».
Мы нередко, братия и сестры, жалуемся на нервные болезни, на дурные помыслы и не хотим знать, что часто они происходят от нашей крайней распущенности и одержимости. Чтобы взять себя в руки,
- 50 -
овладеть собой, и нужно прибегнуть к помощи поста — воздержания и в мысли, и в слове, и в деле. К этому и зовет нас святитель Афанасий.
О любви к посту и о плодах его трогательно и возвышенно говорит святитель Иоанн Златоуст: «Люблю пост, потому что он — мать смиренномудрия и источник всякой премудрости, мать всех благ. Пост есть пища души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способной подниматься на высоту и помышлять над горним».
Так бывает у того, кто постится, а что бывает у того, кто высокомерно относится к посту, пренебрегает им?
«Кто не радеет о посте, — говорит святой Исаак Сирин, — тот приводит в колебание все».
Значит, по мысли святого Исаака Сирина, сколько бы добра человек не совершил — все это доброделание непрочно и неустойчиво, пока не скреплено постом. Ибо только пост и молитва, молитва и пост закаляют силы человека, делая его устойчивым и прочным во всяком деле.
Вот почему преподобный Симеон Новый Богослов и говорит: «Пост есть начало и основание всякого духовного делания».
Ну, а если пост, спросите вы, братия и сестры, обостряет болезни (особенно желудочные) и привносит расстройство в духовно-телесную природу человека, если немощи человеческие стоят на пути строгого воздержания в пище?
Святой Варсонофий, живший в конце VI века, так говорит об этом: «Один инок жаловался великому старцу, что по немощи своей он не в состоянии
- 51 -
поститься. Старец на это ответил: «О посте чувственном не скорби, он ничего не значит без духовного. Не от немощных телом требует Бог поста, а от сильных и здоровых. Снизойди немного телу, и это не будет грехом. Бог не требует от тебя поста, потому что знает твою болезнь, которую послал тебе. Благодари же Бога за все, благодарение ходатайствует о немощи пред Богом».
Среди нас, братия и сестры, зачастую преобладает взгляд, что пост предъявляет больше требований к телу, чем к душе, и на телесный пост мы обращаем больше внимания, чем на духовный. А между тем телесный пост есть только средство к посту духовному, а этот последний, как говорит преподобный Серафим Саровский, есть средство к «стяжанию благодати Святого Духа», а тем самым и спасения. Поэтому весьма необходимо телесное воздержание (в пище, питии и проч.) соединять с воздержанием духовным: с обузданием своего языка, гнева, кичливости, славолюбия, человекоугодия и проч. Только в этом случае мы выполним завет нашей Церкви: «постимся телесно, постимся и духовно».
Но беда наша в том, братия и сестры, что плохо выполняя завет Церкви о посте телесном, мы еще хуже выполняем завет о посте духовном. И особенно тогда, когда нас одолевают физические болезни и немощи. Имея телесные недуги и старческие немощи, мы обычно этим прикрываемся и успокаиваем себя: я-де болен, нет сил ни поститься, ни бороться с грехом, ни посещать храм, ни соблюдать молитвенное правило дома.
Следует разграничивать и определять, что при болезнях и старческих немощах будет по силам и
- 52 -
на какай пост (телесный или духовный) следует обратить в каждом отдельном случае наибольшее внимание.
Если кто сильно истощен недугами, домашними раздорами и болезнями, престарелым возрастом, у того строгий телесный пост еще более ослабил бы и истощил физические силы и тем еще более затруднил бы выполнение духовного поста. Само по себе истощение от болезней и скорбей и есть невольный пост телесный, и в таких обстоятельствах следует заботиться уже не столько о телесном, сколько о духовном посте. Здесь спасительным будет усиление смирения и терпения, воспитание в себе мирного отношения к окружающим людям, усиление внутренней молитвенности и проч. Тогда улучшение духовного состояния укрепит и физические наши силы. И за все это мы возблагодарим Господа.
Из позднейших подвижников много руководящего и весьма полезного для уяснения самой сущности поста мы находим у преподобного Серафима Саровского: «Пост — в том, чтобы не есть много… Не следует разбирать между снедью вкусной и невкусной, что свойственно животным. Мы отказываемся от приятной пищи, чтобы усмирить плоть, и дать свободу духу.
Истинный пост состоит в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел съесть, отдать алчущему… Как Христос укрепил Себя сорокадневным постом, так и подвижники выступали на путь крестный в подвиге поста. К подвигу поста надо приучать себя постепенно, как приучал преподобный Дорофей ученика своего Досифея — доведя норму хлеба с 4 фунтов до 8 лот).
- 53 -
Однако не всякий может строго воздерживаться во всем или лишать себя всего, что может служить к облегчению немощей. "Могий же вместить, да вместит" (Мф. 19. 12).
Пищи употреблять должно каждый день столько, чтобы тело, укрепляясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели. Иначе может случиться, что при изнеможении тела и душа ослабеет. По пятницам и средам, особенно же в четыре поста, пищу, по примеру отцов, употреблять один раз в день, и Ангел Господень прилепится к тебе».
Смотрите сколько светлого, разумного, утешительного и для всех нас доступного в этих словах о посте нашего великого старца.
Братия и сестры! Если бы мы благодатно восприняли и запечатлели в своем уме и сердце мудрые и спасительные наставления Православной Церкви и святых отцов ее о посте, то и сами не могли бы удержаться от того, чтобы не начать поститься, и уподобились бы «мудрым девам», своевременно заготовляющим елей в сосудах своих для встречи Жениха — Господа нашего Иисуса Христа. К такой встрече с воскресшим Спасителем в дни Святой Пасхи и будет готовить нас Святая Церковь в наступающую Святую Четыредесятницу.
Что еще не следует забывать, когда мы ставим вопрос о посте?
Не следует забывать и того, что пост есть древнее церковное установление. Для церковного же человека требование Церкви есть закон, послушание ей — «паче поста и молитвы». Церковь жива и свята действующим в ней Духом Святым. Жив и голос ее пастырей: их советы, наставления и указания. Всякий
- 54 -
верующий человек может по вопросу поста получить индивидуальные указания от своего пастыря.
Наконец, всем нам полезно помнить и грозные прещения древнего 69‑го Апостольского правила: если кто из членов причта или клира «не постится в Святую Четыредесятницу перед Пасхой, или же в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет низвержен (из сана). Аще же мирянин — да будет отлучен (от Церкви)».
Слышите, братия и сестры, какие грозные запрещения и для священнослужителей, и для мирян, если они без достаточной причины не выполняют пост. Извержение из священного сана несет с собой духовную смерть для священнослужителя. Отлучение мирянина от Церкви — духовное угасание и неизбежную духовную смерть, ибо «вне Церкви нет спасения».
По нашим грехам, наверное, все мы достойны указанных наказаний, — и лица духовные, и лица светские. Только бесконечная милость Божия держит нас всех на своих местах, терпеливо ожидая нашего покаяния.
Так используем же предстоящие дни Великого поста для великого покаяния и примирением с Богом и со своими ближними! Этот пост поэтому и назван Святой Церковью великим, что требует великих усилий по очищению душ и сердец наших от греховной грязи.
Великие усилия и труды дадут и великую радость единения с Господом с первых же дней поста.
Помолимся Господу, чтобы Он благостию Своею ввел нас в пречестные дни сии к очищению душой и телом, к воздержанию от страстей в надежде воскресения. Аминь.
Протоиерей Александр Ветелев
Путь к пробуждению: Сборник великопостных и пасхальных поучений и бесед. — М.: «Русскiй Хронограф 1991», 2002. — 352 с.