Минувший день 24 мая для жителей Черепово прошел буднично. Мы впряглись в череду похожих дней и, пожелав друг другу удачи, устремились к вожделенному счастливому будущему, неразрывно и, может быть, в первую очередь связанному для большинства из нас с материальным благополучием и положением в обществе.
Тех немногих, кто вместо призрачной «удачи» предпочитает всецелое упование на Бога и сознательное отречение от таких понятных нам земных благ, на Руси называли «юродивыми».
Пожалуй, нет в России города или села в котором не было такого рода праведника. Ведь юродство ради Христа в нашем народе считалось признаком святости. Черепово здесь не исключение.
163 года назад в «Смоленских епархиальных ведомостях» был опубликован некролог:
"Сущинский Михаил Иванович (род. 1 октября 1799 г., село Черепово Рославльский уезд Смоленская губерния, + 24 мая 1853 г., Чернигов), юродивый".
К середине XIX в. имя юродивого Михаила Ивановича, человека Божьего, как его уважительно называли окружающие, было хорошо известно и в родном селе, и в Смоленске, где он подвизался длительное время, и в других городах Российской Империи.
Подвиг юродства Михаил Сущинский начал ещё в родительском доме. Он появился на свет в семье дьякона, впоследствии - священника Череповского храма. Ребенок отличался добрым нравом и вскоре проявил способности к учебе.
Во время обучения в семинарии за юношей стали замечать некоторые странности. Как это часто бывает, непонятное поведение привело многих окружающих, и даже родственников, к необоснованной агрессии. Михаила, бывало, побивал даже его зять (муж сестры), а некоторые дети на улице швыряли в него камни. Но «странный» семинарист с незлобием и терпением переносил обои и ни на кого не обижался.
Вскоре стала известна причина такой кротости. Крестьяне села Черепово не раз видели Михаила горячо молящегося в ближайшей роще, в которой он надолго уединялся. Всем стало понятно, - терпит поношения ради Христа. По молитвам новоявленного юродивого стала подаваться реальная помощь обращающимся к нему. И наоборот - для обижающих его, наступали различные дурные последствия.
Отношение к Михаилу Ивановичу резко изменилось, а слава о нём как «человеке Божьем» прочно закрепилась в Смоленске, где в полной мере проявился его дар прозорливости и прорицания.
Отличаясь аскетическим духом и молитвенным горением, этот угодник Божий не оставался равнодушным к просьбам тех, кто обращался к нему. Но оказывал помощь таким образом, что люди не осознавали этого, а иногда и порицали за «странную» реакцию. Лишь после, когда помощь приходила, или пророчество юродивого сбывалось, благодарили его в своих молитвах.
Избегая всяческой славы, нарочито выказывая пренебрежение к материальным благам, Михаил Иванович ходил в рубище, стёртых сапогах, с котомкой за плечами, издающей зловония. На упрёки и вопросы лишь отвечал: "А грехи еще больше смердят".
При всей своей внешней грубости раб Божий Михаил проявлял тонкий настрой души, особенно заметный в то время, когда удавалось ему читать Апостол или петь во время церковного Богослужения. Это он делал вдохновенно и очень хорошо.
Своим непонятным поведением смоленский праведник навлёк на себя гнев городского головы, а вернее её «шеи». Супруга губернатора, увидев однажды грязного и одетого в лохмотья юродивого напротив своего окна, просто рассвирепела: «Что это за уродство в твоем городе, выгони его!». Муж не решился, а может не захотел, перечить супруге и отправил её «раздражителя» сначала в психбольницу, а потом, уже как преступника, по этапу в Чернигов.
Вскоре этот чиновник неожиданно лишился своей должности, а его дочь заболела падучей болезнью. Всё это несколько напоминает Евангельскую историю об Иродиаде, потребовавшей через свою дочь от царя Ирода, с которым сожительствовала, голову Иоанна Крестителя.
В Чернигове Михаил Иванович смертельно заболел и спустя некоторое время, предсказав свою смерть, преставился.
Память о юродивом ещё долго жила в сердцах смолян. Но бурные события новейшего времени и атеистический вихрь XX века, пронесшийся над Россией, вытравили имя этого подвижника благочестия из нашей памяти.
Сегодня, восстанавливая череповский Храм Покрова Пресвятой Богородицы, в котором молился праведник, вспомним его с надеждой и просьбой помолиться в Обителях Божиих за скорейшее возрождение нашей Святыни.